Решив проведать сайт www.appp.ru, обнаружил там анонс конкурса «Разоблачи пиратский миф!». Собственно, «представление» заключается как в списке «мифов», так и в их «разоблачениях». А сам список «мифов» вызвал у меня ощущение некоторого дежавю. Во всяком случае, на мой взгляд, эти «мифы» достаточно сильно напоминают часть моего доклада «Психологический аспект проблемы «компьютерного пиратства», который я читал на «Право и Интернет» аж в 2004 году (хотя разница в корректности формулировок, конечно, велика). В результате, возникло сильное желание рассмотреть эти «мифы» поподробнее и дать кое-какие пояснения по ходу дела. Поехали.
[Я разделю весь список на 4 блока, что было удобнее читать и комментировать]
0x01-0x04
=========
===
1. А пусть правообладатели снизят цены до уровня пиратских, и тогда все будут пользоваться только легальным ПО.
===
Не знаю, возможно кто-то и пытался так ставить вопрос, но, по моему скромному мнению, такая формулировка совершенно некорректна. Если почитать материалы проведённых по этой тематике исследований, ясно, что снижать цены на легальные продукты точно до уровня «пиратских» вовсе не требуется. Если у легальных продуктов есть хоть какие-то преимущества по сравнению с «пиратскими» (а правообладатели «бьют себя пяткой в грудь», что это именно так), то эти преимущества можно оценить в денежном выражении и их оценка и составит ту разницу в ценах, при которой покупатель выберет легальный продукт вместо «пиратского». То есть, «на пальцах», если «пиратская цена» продукта — Ppir, а денежная оценка преимуществ легального продукта перед «пиратским» — Padv, тогда цена легального продукта, чтобы покупатели выбирали именно его, а не «пиратский», должна быть: Pleg <= Ppir + Padv. Вот, как говорится, и вся любовь. При этом, кстати, можно не только снижать цену на легальный продукт, но и повышать его преимущества по отношению к «пиратским» (но над этим же работать надо...).
Теперь «контраргумент»:
===
А на самом деле если даже правообладатели и снизят цены то пользоваться большинство все равно будет пиратским поскольку все так называемое "пиратское" по большому счету и ни стоит ничего поскольку все вышеназванное можно найти на каждом углу в Интернете — в итоге получим обратную реакцию — не станет ни качественного ПО и ни хороших фильмов поскольку производители последнего желая обеспечить потребителя качественным продуктом вкладывают в разработку ПО и сьемки фильмов не маленькие деньги и если они будут принуждены продавать свою продукция по бросовым ценам то в итоге им останется либо тихо разориться либо снижать уровень качества — и тогда страну и на этом фронте заполонят еще большие тучи дешевеньких сериалов и ПО отвратительного качества напоминающего "китайский ширпотреб".
===
То есть, в Интернет программные продукты, фильмы, музыку и т.п. можно скачать «бесплатно» и нет нужды покупать диски у «лоточников». Действительно, такой момент есть. Но здесь нужно сперва понять, какую долю спроса покрывают «лоточники», а какую — «Интернет» (кавычки тут потому, что в самой Сети сейчас, кроме, разве что, Rapidshare, «пиратки» особо и нет, чего не скажешь о «пиринговых» и локальных сетях). Тогда уже точно можно будет сказать, на какой уровень цены нужно ориентироваться: на снижающуюся сегодня стоимость трафика, соответствующую объёму «скачиваемого» по сети продукта, или же на относительно стабильную цену «пиратского диска».
Однако «лоточники» ведь до сих пор не разорились, конкурируя с «бесплатными» продуктами, фильмами и музыкой из Сети... Так что пока «антипиратская» мера, связанная с ценовой конкуренцией с «пиратами» вполне актуальна.
Ещё к формулировке «мифа». Я, в своём докладе, указывал, что среди «пиратов» бытует мнение, что «цены на ПО, книги, фильмы и музыку завышены в десятки раз, а «пираты» освобождают потребителей от необходимости платить спекулятивные цены». А это — совсем другое дело. Чтобы «разоблачить» этот «миф» нужно просто объяснить, почему с ростом продаж цена на экземпляр программного продукта или фильма, или книги, или песни не падает. А ведь должна падать — инвестиции-то в разработку/съёмки/запись/издание конечны, а средняя цена получается делением суммы инвестиций на число проданных экземпляров (конечно, с учётом доп. расходов на тиражирование). Получается, что числитель дроби у нас — константа, а знаменатель постоянно растёт (или, если учитывать затраты на тиражирование, числитель растёт много медленнее знаменателя). Соответственно, средняя цена у нас падает. Таким образом, прибыль правообладателя постоянно возрастает и в некоторых случаях (когда продажи продолжаются и после полного покрытия первоначальных вложений с учётом плановой рентабельности) составляет практически 100% от выручки. В последнем случае — вполне себе спекулятивная цена...
Далее.
===
2. Сообщить в правоохранительные органы о факте пиратства – это почти как-то неприлично…
===
Не сказал бы, что это вообще — «миф»... «Сообщить в правоохранительные органы» значит «донести». Есть для этого в русском языке специальное слово — донос. Тут уже вопрос общепринятого для этноса стереотипа поведения (по Л.Н. Гумилёву). Если человек считает доносительство приемлемым для себя, значит «сообщит». Немцы, например, и американцы, если верить коллегам, живущим и(или) работающим «там», «стучат» со страшной силой. У наших людей это, вроде бы, не принято.
«Контраргумент»:
===
Если мы хотим стать цивилизованной страной, чтобы с нами считались в мире, чтобы наше общество не на словах, а фактически было нацией высокой культуры, надо научиться сообщать в соответствующие органы о правонарушениях (не считая при этом данный факт стукачеством).
===
Гм. Очевидно, в 1937-м и чуть позднее общество было просто страсть какое «цивилизованное», а уровень «культуры» — так вообще зашкаливал...
Понятно, что сообщить о настоящем преступлении (например, кража со взломом, угон автомобиля, избиение, изнасилование, убийство и т.п.) — обязанность любого нормального человека. Но доносить на тех, кто кому-то недоплачивает... Сомневаюсь, что это станет у нас популярно, даже если оплачивать такие доносы.
Следующий «миф»:
===
3. Пираты ходят в широкополой шляпе с попугаем на плече.
===
Во-первых, не ходят, а ходили. Лет 200 назад. Во-вторых, в Уголовном Кодексе и сейчас есть статья «Пиратство», не имеющая ничего общего с нарушением авторских или смежных прав.
В-третьих, «компьютерными пиратами» изначально называли «компьютерных вандалов» — сетевых «хакеров», которые взламывали компьютерные сети и уничтожали или искажали все данные, до которых могли дотянуться. В таком контексте термин был вполне адекватен. А потом его взяли на вооружение правообладатели и стали использовать для «накрутки» общественного мнения. При этом у них выходит, что «пиратом» (т.е., по сути, бандитом «с большой дороги») является вообще всякий, кто хоть как-то нарушил лицензионное соглашение (даже те его требования, которые противоречат закону). Добро пожаловать на борт, господа...
===
4. Пираты бороздят моря и океаны и стреляют из пушек.
===
То же, что по поводу №3.
To be continued...
воскресенье, 23 марта 2008 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
6 комментариев:
Сергей, спасибо за интересные материалы. Рад, что Вы в статье обратили внимание на то, что "пиратство" в рассматриваемом контексте - термин эмоциональный, но не слишком рациональный :-) Это соответствует тому, о чем [url=http://www.gnu.org/philosophy/words-to-avoid.ru.html#Piracy]писал[/url] Ричард Столлман. Может быть, стоит поменять название блога и реже употреблять это слово?! :-)
Александр, здравствуйте!
Своё мнение относительно термина "пиратство" я выработал самостоятельно, хотя с мнением Столлмена знаком. Я не считаю этот термин "эмоциональным", я считаю его некорректным и непригодным для использования в научных работах, во-первых, потому что это жаргонизм, во-вторых, потому что он вызывает смешение с настоящим термином "пиратство", означающим разбой на море.
В силу этого я всегда пишу слова "компьютерное пиратство" и "пиратство" в контексте нарушения авторского права в кавычках.
Не отказываюсь же я от этого термина по очень простой причине - он прочно вошёл в обиход. Я могу, как в названии своей диссертации, писать "нелегальное распространение программных продуктов", но это длинно и непривычно для широкой аудитории.
То же самое и с названием блога. Попробуйте поискать в Google "Software Piracy Research" и "Research of Illegal Software Distribution"...
Сергей, здравствуйте.
Не могу дать точной ссылки на статью, но читал, что термин "пираты" использовался еще обладателями монополии на книгопечатание по отношению к нелегальным тиражам; как правило литературы, не прошедшей государственную/церковную цензуру.
2 vodkalondon:
Спасибо за информацию. Мне таких упоминаний не попадалось. Если вспомните/найдёте, где это читали, буду очень благодарен за ссылку на источник.
То, о чём написал я, взято из книги Д. Гроувер. Защита программного обеспечения: Пер. с англ./Д. Гроувер, Р.Сатер, Дж.Фипс и др./ Под редакцией Д.Гроувера. - М.: Мир, 1992. - 288 с.
Соответственно, пока (без ссылки) употребление термина "пираты" во времена монополии на книгопечатание принимается лишь в качестве гипотезы.
Ох, как забавно... В сети встречаю утверждение (растиражированное Википедией), что "пиратством" книгопечатание в обход цензуры и государственной монополии называли члены английской ассоциации книготорговцев (как раз странного гибрида монополии и цензурного органа) Stationers' Company of London, получившей эту самую монополию аж в 1557.
Прямого упоминания "пиратства" нет даже в статье о Stationers' Company в Британнике, однако хвосты торчат много откуда, достаточно погуглить на Stationers' Company и book pirates. В большинстве своем, к сожалению, научные работы или каталоги библиотек с платным доступом, поэтому я пока пас.
Вот, например, ссылка на упоминание работы 1932 года о книжном пиратстве Елизаветинской эпохи: http://links.jstor.org/sici?sici=0034-6551(193510)1%3A11%3A44%3C475%3AEB%3E2.0.CO%3B2-B. Так что копирасты всегда считали ограничение своей монополии"разбоем".
Вот, кстати, статья в Википедии, из которой растут уши множества ссылок на происхождение термина: http://en.wikipedia.org/wiki/Copyright_infringement . Надо проверять в реале на бумаге (в частности, хоть один документ Stationers' Company хотя бы 1600-х - и гипотезу можно считать доказанной. У меня в Лондоне есть теоретическая возможность убедиться, но, боюсь пока не будет времени.
Отправить комментарий