четверг, 17 января 2008 г.

"Тебя посодют, а ты не воруй..."

Юрий Яхин не поленился, нашёл и опубликовал в своём блоге статистику МВД за январь-ноябрь 2007 года по возбуждению уголовных дел по всеми нами любимой статье 146.

Воспользуюсь этой возможностью, чтобы озвучить свою точку зрения по этому вопросу, которую редакторы-вредители CNews начисто вырезали отсюда (я тогда тоже времени порядком потратил, да, как-то, не оценили, очевидно...).


На тот момент были опубликовано данные за "декабрь 2006 - сентябрь 2007".
===
Если говорить об общем числе преступлений, квалифицируемых по статье 146 УК РФ, выявленных правоохранительными органами, то по данным за "декабрь 2006 - сентябрь 2007" их число составило 6932, по этим фактам направлено в суд 4505 уголовных дел, в результате чего привлечено к уголовной ответственности 3344 человека. Если брать статистику только по подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями, то за девять месяцев 2007 года было выявлено 4746 преступлений с нарушением авторских и смежных прав, направлено в суд 3021 уголовное дело по ст. 146, привлечено к уголовной ответственности 2163 человека.

Сравним эти цифры с показателями аналогичного периода 2005-2006 годов.

За период с декабря 2005 по сентябрь 2006 года общее число нарушений авторского и смежных прав, выявленных сотрудниками МВД, составило 5969, было направлено в суд 3844 уголовных дела, по которым привлечено к уголовной ответственности 2736 человек. Подразделениям по борьбе с экономическими преступлениями, за этот период было
выявлено 4087 преступлений в этой сфере, в суд направлено 2712 уголовных дел, к ответственности привлечено 1767 человек.

Соответственно, если подсчитать проценты, выходит, что в целом число выявленных правонарушений выросло на 16,72%, число преступлений, выявленных только подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями выросло, соответственно, на 16,12%. То есть, по выявлению нарушений авторских и смежных прав показатели растут
равномерно, независимо от специализации выявляющих их подразделений МВД.

Мой общий комментарий:

Дело в том, что возбуждение уголовных дел, строго говоря, не является "борьбой с пиратством", как системным явлением. Подтверждением тому, в частности, является научное исследование (Andres, A.R. The Relationship between Software Protection and Piracy: Evidence from Europe [Electronic resource] / Antonio Rodriguez Andres // Economics Working Paper Archive at WUSTL [Electronic resource]. – Access mode:
http://econwpa.wustl.edu:80/eps/le/papers/0402/0402001.pdf. –
04.02.2004. – Title from the screen.), согласно которому уровень жизни в стране влияет на уровень "пиратсва" примерно в 3,6 (три целых и шесть десятых) раза сильнее, чем строгость законодательства и раскрываемость соответствующих преступлений (я упоминал об этом в диссертации). Как я уже неоднократно писал и говорил, у проблемы "пиратства" экономические корни и бороться с ней следует экономическими и организационными методами, а не только "силовыми".

Кроме этого, мне вообще непонятно, как можно отчитываться о результатах борьбы с "пиратством", публикуя число возбуждённых уголовных дел. Если бы эти показатели как-то связывались с "уровнем пиратства" (хотя бы с теми данными, что публикует BSA), это было бы ещё корректно, но в отрыве от контекста данные о раскрываемости
преступлений, квалифицируемых по ст. 146 УК РФ почти ни о чём не говорят. Да, к уголовной ответственности привлекается больше людей, но значит ли это что, в результате станет совершаться меньше преступлений или просто выявлять стали больше, а приговоры на само явление никак не влияют (например, может быть, нужно выявлять в 100 раз больше преступлений, чтобы начал работать эффект сокращения преступности)?

Как это касается бизнеса:

Во-первых, поскольку уголовная ответственность распространяется только на физических лиц, разговор о крупном, среднем и малом бизнесе не вполне корректен. Привлекать к ответственности будут конкретных людей, а не компании. Если трактовать этот вопрос в смысле "кого работа МВД больше коснётся: частных пользователей или сотрудников компаний и частных предпринимателей", то, конечно, частных пользователей, нарушающих авторские и смежные права "дома", деятельность МВД почти не касается (ведь не так просто прийти к кому-то домой с обыском). Так что, в "группу риска" здесь попадают частные предприниматели и сотрудники компаний.

Как показывает практика, к сожалению, по большей части по ст. 146 привлекают "лоточников", "настройщиков компьютеров", студентов и системных администраторов. Причина этого весьма банальна - у этих людей часто недостаточный уровень правовой грамотности, а также просто нет средств на привлечение квалифицированной адвокатской помощи. В противном случае, боюсь, мы бы увидели даже сокращение показателей по возбуждённым уголовным делам и числу лиц, привлечённых к уголовной ответственности.
===

За исключением обновлённых цифр, ровным счётом ничего не изменилось...

13 комментариев:

Misha Roshchin комментирует...

Говорить о том, что пустые цифры ничего не делают, либо что публикация цифр ни к чему не приводит - мягко говоря неправильно. Заведение уголовных дел - является неотъемлимой частью всей программы по борьбе с пиратством.
публикация информации о таких делах (плюс страшилки) - также является частью общего подхода.
Оставшиеся "части" - организационные, экономические тоже существуют, хотя и есть определенный недостаток информации о них

Serge Sereda комментирует...

Моё мнение аргументировано. Ваше - нет.

В этом вся и разница.

Misha Roshchin комментирует...

я и не птылася аргументироовать
а ваша аргументация основанна лишь на одностороннем взгляде на голые цифры (к-е сами по себе ничего не несут за собой, естественно).

в данном случае надо все таки смотреть на результаты (клиент-производитель):
1. сколько фирм перешло на "лицензию" (данных нет, только приблизительно)
2. сколько проданно "лицензий" различными производителями - данных оочень много - в общем динамика изменений оочень красочно характеризует "всю" системную борьбу с пиратством

хотя несомненно, общая доля пиратских продуктов преобладает и еще долго будет оставаться такой

Serge Sereda комментирует...

В таком случае, я и не буду пытаться с Вами спорить.

Неаргументированные частные мнения мне, простите, неинтересны. Мнение у каждого своё, а научная истина - одна.

Что касается Вашего упрёка по поводу "одностороннего рассмотрения мною проблемы "пиратства", то он смешон. Если кто-то и может говорить о том, что системно видит проблему "пиратсва" и борьбы с нею, так это Ваш покорный слуга. И это доказано несколькими десятками моих публикаций.

Что же касается роста продаж "лицензий", то он может быть вызван чем угодно, в том числе и тем, что вендоры стали, наконец-то, грамотно продавать продукты на российском рынке...

Поэтому пока не будет результатов направленного исследования, свидетельствующих, что рост продаж у разработчиков и дистрибьюторов ПО вызван именно массовыми уголовными делами, все подобные утверждения - мечты представителец правообладателей...

Спасибо за обсуждение.

Михаил Козлов комментирует...

Что же касается роста продаж "лицензий", то он может быть вызван чем угодно, в том числе и тем, что вендоры стали, наконец-то, грамотно продавать продукты на российском рынке...

Поэтому пока не будет результатов направленного исследования, свидетельствующих, что рост продаж у разработчиков и дистрибьюторов ПО вызван именно массовыми уголовными делами, все подобные утверждения - мечты представителец правообладателей...

ИМХО: это утопия, т.к. такое исследование невозможно себе представить на основе достоверных данных. Никто их не даст. По весьма простой причине: связь между ростом продаж и массовой популяризацией темы наказания наказания совершенно очевидна и никаких дополнительных, в т.ч. научных, доказательств не требует. Это из вендорской практики :)

Misha Roshchin комментирует...

научную работу в студию!

извините, что задел и/или подверг сомнению ваше мнение.
единственное, что я пытался сказать - не нужно скептически относится к "страшилкам". их реализация не требует умственных /интеллектуальных /(больших)материальных исследований или затрат. а положительный результат чаще всего прогнозируем (в определенных пределах канечно)

Serge Sereda комментирует...

2 Misha Roshchin:

Краткий список моих статей, которые на 100% соответствуют именно тематике "пиратства"/защиты ПО, вы можете найти здесь (в списке использованной литературы). Их там десяток. Плюс книжка (которая в "Обо мне" указана). Если Вам очень нужно, могу наскрести ещё один-два десятка. Я стараюсь вести список своих публикаций.

Что касается конкретных действий по борьбе с "пиратством", то они как раз очень даже требуют умственных/научных усилий. Иначе получатся бездумные действия с непредсказуемым результатом.

Это же относится и комментарию mk.
В мире было (и есть) много вещей, верность которых "очевидна и никаких дополнительных, в т.ч. научных, доказательств не требует". Например, абсурдность того, что Земля имеет форму шара (очевидно ведь, что она плоская - чего тут исследовать, в самом деле), очевидность того, что к концу XIX века в физике больше не осталось места новым открытиям, невозможность движения со скоростью выше 30 км/ч. (лошадь быстрее двигаться не может, значит это невозможно) и т.д. и т.п.

Так что невежественный подход к решению сложных проблем имеет давнюю историю и глубокие корни. Однако, хоть в XXI веке хотелось бы надеяться на отход от подобных принципов...

Misha Roshchin комментирует...

ваша экспертиза в данной области не поддается сомнению - это очевидно.

и то, что любая проблема должна быть всесторонне изучена - аналогично.

вопрос возник в другом (прислушайтесь) - действеннен ли показ цифр статистики (голых) уголовных дел для борьбы с пиратством или нет.
т.е. лишь один (маленький) аспект всей системной борьбы.
и здесь вы не смогли (или не захотели) аргументировать, почему он не действеннен. хотя для других этот вопрос очевиден (пускай и на уровне личных впечатлений).
мой довод - действеннен, т.е. имеет смысл этот метод задействовать, т.к. а) ниче плохого не принесет (не противоречит ни одному из возможных планов / программ по борьбе с пиратством) б) практически ничего не стоит в плане затрат с) скорее всего принесет результат (пусть и небольшой)
оценить влияние _наверняка_ не предоставляется возможным и даже эмпирический подход тут особо не поможет.
и еще одно, позвольте, замечание: вы как ученый должны знать наскока интерпретация тех или иных событий / фактов / цифр может различаться, поэтому кол-во публикаций говорит скорее о вашей экспертизе и владении информацией, но не о верности утверждений.
и еще - проблема пиратства - не является технической системой, к-ю можно наверняка изучить и найти единственно правильный ответ (да и то, ограниченного конкретными условиями)

Serge Sereda комментирует...

2 Misha Roshchin:

То, о чём Вы пишете - другое дело.
Никто не станет отрицать, что подобная мера запугивания влияет на принятие решения конечным пользователем: использовать лицензионное ПО или "пиратсткое". Разумеется, "напугав" человека цифрами роста заведённых уголовных дел, мы увеличим его субъективный уровень оценки риска уличения в неправомерном использовании ПО и привлечения его к ответственности.

Вопрос в том, как это кажется на ситуации с "пиратством" в целом? А это - тема для исследования, а не для лозунгов...

Dmitry Kuzmenko комментирует...

"Лоточников" привлекают??? Не верю. Лоточников не привлекают даже по постановлению о запрете торговли аудио-видео вне помещений, или как там оно называется.
По всей Москве почти у каждой станции метро лоточники с cd/dvd. А постановлению уже несколько лет.
Жаль, не сфотографировал, как 5 милиционеров у лотка рядом с м. Третьяковская фильмы выбирали. Через час вернулся - милиционеров нет, лоток на месте.

Serge Sereda комментирует...

Дмитрий, а Вы тут вот полюбопытствуйте.

Я-то тех же лоточников, что и Вы, вижу ;) И на Лубянке мне на них особенно нравится смотреть ;)

Просто, как мы все понимаем, есть лоточники и лоточники. А поскольку у нас закон - один для всех, то одних садят, а других - и не думают.

Кроме того, в последнее время создаётся впечатление, что "пираты" - это только те, которые торгуют программами, права на которые принадлежат членам НП ППП. А остальные - вроде как и не "пираты"...

Serge Sereda комментирует...

2 Misha Roshchin /2:

Закончу свою мысль. Я имею в виду не то, что публикация статистики МВД относительно статьи 146 бесполезна (полезна, я об этом уже писал выше), а то, что связь между ростом числа возбуждённых уголовных дел и динамикой теневого рынка ПО совершенно неочевидна. При этом, к тому же, у нас нет официально принятых индикаторов "пиратства" (т.е., по сути, вообще неизвестен ни "масштаб бедствия", ни эффект от "борьбы" с ним). В результате нет ни стратегии, ни критериев оценки результатов её реализации. Но "боремся" - аж дым идёт... И "рапортуем" количеством уголовных дел. Это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Можно, конечно, использовать данные BSA (хотя они и не подлежат проверке). Давайте, попробуем.

Согласно данным FOURTH ANNUAL BSA AND IDC GLOBAL SOFTWARE PIRACY STUDY, в РФ с 2004 по 2005 "уровень пиратства" снизился с 87% до 83%, а с 2005 по 2006 - с 83% до 80%. Выходит, за один год снижение составило 4 процентных пункта (не процента), а за второй - 3 процентных пункта. Вроде как снижение налицо. Однако я в этом материале в своё время уже показывал, что относительные показатели могут здОрово ввести в заблуждение. Так это и сейчас. По данным того же отчёта "потери от пиратства" в РФ за эти же годы выросли сперва с $1,362 млн. в 2004 до $1,625 млн. в 2005, а потом аж до $2,197 млн. в 2006. Соответственно, негативный эффект от "пиратства" у нас только растёт, т.е. проблема и не думает решаться, хотя легальные продажи и оживились и обеспечили видимость сокращения "пиратства".
А уголовные дела у нас растут на 15-17 процентов в год....

Далее. Оценить влияние строгости наказания и уровня раскрываемости нарушений авторских прав на поведение потенциальных правонарушителей (и, соответственно, на общую ситуацию на теневом рынке ПО) вполне возможно. Я, пожалуй, напишу по этому поводу отдельную статью.

Наконец. То, что Вы сомневаетесь в верности моих выводов, очень хорошо. Некритичное восприятие чужих высказываний - последнее дело. Более того. Если у Вас найдётся желание и время, пожалуйста, проверяйте мои выводы на прочность. Это будет просто замечательно.

Верность суждений оценивается довольно просто - проверяется истинность посылок и корректность логического вывода. Соответственно, опровергнуть вывод можно либо опровергнув исходные посылки, либо отыскав ошибку в логическом выводе, либо просто дав контрпример (проверенный и достоверный).

Ну, а уж если это не получится, тогда - ничего не поделаешь - придётся соглашаться с выводами...

Misha Roshchin комментирует...

вот теперь все встало окончательно на свои места - спасибо за обсуждение и разъяснения!